1.3 . Духовность Существа Божия.

Бог есть чистый и самый личный Дух. Откровение отвергает как грубо чувственное языческое представление о Божестве и понятия о Нем, как о безличностное начало, силу, душу мира или какой-то абсолютный, однако не личного, самоусвидомлений ум, как в пантеистических учениях.

Истина о духовности Божества изначально проповедано в Ветхом Завете. Не называя Бога нигде прямо Духом, ветхозаветное Откровение, однако, придает Богу все то, что входит в понятие Духа. Так, Бог изображается в Ветхом Завете как существо, обладающее высокой сознанием, разумом и волей со всеми их разнообразными свойствами. Ему присущи всебачення, святость, благодать, правосудия и другие свойства духовно — личного бытия. Моисей дважды называет Его Богом Духов и всякой плоти ( Числ. 16 , 22 , 27 , 16 ) , а о допотопное человечество Сам Бог говорит : «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть » ( Быт. 6 , 3 ) .

Правда, нередко в Ветхом Завете Богу присваиваются свойства телесной природы человека. Так, Его часто изображают как имеющего голову, лицо, глаза, уши, нос, губы, руки, ноги, сердце, Ему приписывают свойства тела человека, состояние и действия, например : дыхание, голос, ощущения на осязание, зрение, обоняние, вкус и т. д. ( антропоморфизмы ) . Но такие изображения не противоречат учению Ветхого Завета Бога как высшего Духа.

Человекоподобным изображением свойств Божиих в ветхозаветное учение совсем не вводятся догматические сказания о Божестве. В ветхозаветной религии Он содержится не в уме, а в языке.

Причины же таких изображений Божества, кроме того, что образность является естественным свойством древнееврейского языка, заключаются также и в том, что людям, окутанным плотью, невозможно понимать свое мнение о духовном без применения образов, символов. Тем необходимее был антропоморфизм для такого народа как еврейский, чтобы привить ему величественное понятие о Боге — как Духа.

Примечание:

1 . От антропоморфических изображений Бога в Писании нужно отличать так называемые антропопатични изображение, т. е. изображение Бога с присущими человеку духовными состояниями, присвоение Ему, например, радости, печали, гнева, веселья, раскаяние и другое. Хотя это тоже проявления образные, однако имеют другое значение, чем антропоморфизм.

2 . В Новом Завете учение о духовности Божества как предложено для тех, кто вырос в вере, раскрывается уже без предварительных антропоморфных образов. Здесь Бог прямо называется Духом. Спаситель в беседе с женщиной — самарянкой сказал : » Бог (есть ) Дух » ( Ин. 4 , 24). Наименование Бога Духом Святым, а дух, по словам Самого Спасителя, «не плоти и костей» ( Лк. 24 , 39 ) , показывает, что Бог является существом просто, веществом. Указывая же близость времени, когда уважение Ему везде ( Ин. 4 , 21 ) , Спаситель тем указывает, что Бог есть Дух, неограниченный пространством, всюдиприсутний, вообще бесконечен. Апостол Павел говорит : » Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода » ( 2 Кор. С, 17). Сочетание с понятием о духе понятия о свободе показывает, что Бог, по мнению апостола, является существом личным, вильнорозумною.

3 . Церковь, следуя учению Откровения, всегда признавала духовность Божества. Учителя Церкви первых веков, начиная с апостолов, решительно высказывались против грубо чувственных языческих и пизньоиудейських представлений о Боге, которые проникали в среду христианского общества. Еще большей определенности вступило верования Церкви в духовность Божества в связи с появлением в IV cm. Ереси антропоморфистив (иначе авдиан ) . Антропоморфисты утверждали, что Бога нужно представлять не иначе, как во всем подобного человека, не исключая и тела со всеми его органами и членами. Основу для такого мнения они видели в Писании, а именно в рассказе Моисея о сотворении человека по образу Божию ( Быт. 1 , 26 ) , который, как они думали, содержится не только в душе, но и в теле. Нужно считать, что образ Божий находится не в теле человека, а в ее душе, а учение антропоморфистив само по себе бессмысленно.

4 . Учение о Боге как совершенного личного Духа единственное истинное с точки зрения нормального здорового мышления. Уже само понятие о вседосконалисть Божию требует представить Его личным Духом. Управляемые врожденной идеей о Боге, люди всех времен, на котором бы ступени развития они ни находились, как правило, Богом представляют то, выше и совершеннее от чего ничто не может быть. Как существо совершенное, Бог может быть мыслимым только как обладающий всеми совершенствами, которые наблюдаются в мире, конечно, в найбезмежнишому степени, поскольку Бог является началом и причиной всего, что существует и живет во Вселенной. Вселенная как творение Его является проявлением Его совершенств. Высшим творением в видимом мире является человек как существо разумное, личная и самосознательная, другие же существа, те, что не имеют сознания и разумности, занимают низшее место на лестнице бытия. Поэтому, возвышаясь к причине мира, мы вынуждены признаться, что этой причиной мог быть только личный Бог. Глупая слепая сила не может создать ум, с бессознательного не может возникнуть сознание.

1.4 . Свойства Существа Божия как Духа.

Понятие о духовных совершенства Божии может быть составлено на основе наблюдения за природой человеческого духа, созданного по образу Божию. Согласно этому свойства Бога как существа духовного можно разделить на свойства : ведения Божия, воли Божией, чувства или чувственности Божьей.

И. Разум Божий и его свойства

Бог обладает совершенным разумом. Откровение называет Его » Богом понимал » ( 1 Цар. 2 , 3 ) , утверждает, что » мудрости Его меры нет» ( Пс. 147 , 5 ) , то есть разум Его неизмеримо. Разум Божий, конечно, не степень понимания, а именно понимание или видение. В Боге — » глубина премудрости и разума, то есть знание » ( Рим. 11 , 23).

Разумность нашего духа выражается в том, что он познает самого себя и действительность, которая находится вне его, и, познавая эту действительность, разумно пользуется своими знаниями для достижения разумных целей, обычно называется мудростью. Человеческому разуму, следовательно, свойственны знания и мудрость. Такие же свойства присваиваются Откровением и разума Божия, только в совершенном виде.

1 . всеведение Божие

Под свойством всеведения Божия понимают не только то, что Бог знает все, но и то, что Он знает все досконально.

А ) Первым и важным предметом всеведения Божия есть естество Божие. Бог знает совершенное Себя. Сын Божий учил: «Никто не знает Сына, кроме Отца и никто Отца не знает, кроме Сына » ( Мф. 11 , 27). Здесь речь идет о божественном знания в пределах самого естества Божьего, или о самосознании божественную. Ту же мысль апостол выражает так : «Да никто не знает и Божьего, кроме Духа Божия » ( 2 Кор. С, 11).

Самосознание Божия, по сравнению с человеческой, должна быть, конечно, столь же высокой, насколько сущность Духа бесконечно выше дух конечен. Человек не знает самого себя ; по мере того, как она живет, силы ее все больше раскрываются, развивается и самосознание. Однако таков знания о Самом Себе Бога. Его самосознание должна быть всегда одинакова, самая и самая полная от возраста к возрасту.

Б) Богу присваивается Откровения и полно во все времена знания о делах Свои. Но знание » дел Своих свойственно Богу от вечности. » Он знает обо всем прежнее бытие их «( Дан. 13 , 42; Сир. 23 , 29) , » известны Богу от возраста все дела Его «( Деян. 15 , 18 ) , то есть они не случайно осуществляются, но произошли и происходят по предсказанию Бога.

В ) Наконец, Бог должным знает все внешнее, действительное и возможное, необходимое и случайное, прошлое, настоящее и будущее:

• Бог знает обо всем действительно существующее, Им сотворенное. Он знает порядок мира физического ; считал множество звезд и всем им дает имена ( Пс. 146 , 4 ) , знает всех птиц небесных ( Пс. 49 , 11). Знает он и порядок мира нравственного.

Потребности, желания, тайные молитвы человека Ему известны. » Господи, все желания мои пред Тобою, вздохи же мое не сокрыто от Тебя » ( Пс. 38 , 10 ) , — отмечает псалмопевец.

• Бог знает также все прошлое в созданном Им мире. Это ясно показывает Писание, когда говорит, что Бог в определенное время осветит тайное в темноте, обнаружит сердечные намерения ( 1 Кор. 4 , 5) и воздаст Господь каждому по делам его ( Рим. 2 , 6).

• Знание Бог обнимает и все будущее, не только необходимо, но и случайное, а значит и свободное, не только добро, но и зло.

Бог знает все необходимое будущее. Сам от возраста в идеях Своих предусмотрел и устроил законы бытия и весь строй мировой жизни, ибо Он не может не знать все это после устройства мира во времени.

Не только необходимо, но и все случайное будущее Ему известно как в мире физическом, так и в мире нравственном ; случайным то или иное явление нам кажется потому, что от нас скрыты его причины ( внезапные, например, направления ветров, путь молнии, неожиданные падения каких-либо тел и др.) . Но знанием Божьим обнимаются также все эти неизвестные нам причины. «Огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его » ( Пс. 148 , 8).

Бог и все случайное будущее также в мире будущем, все действия воли человека. На предвидение будущих случайных событий указывается в Писании как на один из признаков, что отличает истинного Бога : » Сообщите в будущем, и мы будем, что вы боги. Сотворите же доброе или сделайте зло, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели » ( Пс. 41 , 23).

Бытие в истинному Богу, к такому предсказания мысли приводят многочисленные пророчества, содержащиеся в Слове Божьем, пророчества будущих случайных действий свободы человека. Многие из них были сказаны за 100 , 500 , 700 и даже за тысячу лет и оправдались событиями, другие же исполняются на наших глазах, например, пророчество Спасителя о распространении Евангелия ( Мф. 24 , 14 ) , судьбу иудейства ( Лк. 21 , 24 ) , о непоколебимое существования Церкви ( Мф. 16 , 18 ) и другие.

По способу и свойствами Боже знания действительности, находится за пределами Его отличное от познания человеческого. Человеческое познание развивается во времени. Бог не получает впечатлений извне, а знает вещи непосредственно Сам по Себе через Себя. Отсюда и само знание Бог свободно от ограничений времени, оно всегда одинаково полно и совершенно представляет собой акт созерцания.

Наши познания о том, что существует, далеко не исчерпывающие. Мы не располагаем таким знанием сейчас, и в будущем нельзя надеяться, чтобы мы когда-либо узнали обо всем. Но Бог знает саму сущность предметов ( Иер. 23 , 24 ) , потому что все они — внешнее выражение Его вечных творческих идей о них.

Божественное предвидение Его возможность и согласования со свободой человеческих действий

Ту сторону всеведения Божия, предметом которого являются будущие свободные действия моральных существ, называется предвидением Божиим. Бог предвидит свободные действия человека, конечно, не в том смысле, в котором предусмотрительный человек может догадываться, ждать чего-то или иногда предчувствовать что-то, а в том, что предусматривает и предрекает их как несомненно Ему известны, как имеющие бесспорно сбыться.

Богу и будущее является настоящим, потому что для Него не существует времени, а ограничения настоящего и будущего — это ограничение, принадлежащих времени. Знание — это необходимо ограничение действия или случая. » Не потому что когда-либо необходимо сбывается, — рассуждали древние учителя, — что Бог предвидит, а потому Он и предусматривает, что так сбудется» [ 139 , С. 187-190 ] .

Предсказание Богом свободных действий человека можно уподобить нашему знанию действий других людей. Наше знание не угнетает свободы других людей : не от того человек так или иначе действует, что мы знаем ее воздействия ; будем мы знать их или нет, сами действия ее от этого не изменятся. Наконец, если бы Бог Своим предвидением влиял на свободные действия человека, Он тогда был бы виновником злых действий человека, а такого, очевидно, нельзя предположить.

2 . премудрость Божия

Это совершенство или свойство Божественного разума заключается в том, что Бог обладает знанием самых целей и лучших, наиболее подходящих достижению целей средств, а также умением прикладывать, добавлять последние в первых, находя все это и по делам свое творение и помысла.

Мудрость присуща и человеку. Но мудрость человеческая, как таковая, что зависит от различных причин и обстоятельств, при необходимости бывает переменчивой, не всегда полностью предсказуемой и правильной. Мудрость же Божественная не зависит ни от чего постороннего или внешнего, она самобытна, вечная и неизменная, а также всесовершенный.

Откровение так изображает это свойство Бога. Усыновление нас Богу Иисусом Христом, по слову апостола Павла, предусмотрено Богом еще до сотворения мира ( Еф. 1 , 4-5) . Все бытие мира во времени есть только осуществлением от вечности в уме Божием написанного плана мироздания и порядка в нем. Это подтверждал Сам по окончании создания мира. Священные писатели единодушно выражают глубокое уважение Творцу, созерцая мудрое создание мира, несмотря на его целесообразность. » Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренность моя святое имя Его — поет Давид, увлеченный созерцанием прекрасных дел Божьих, — Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его многочисленны дела Твои, Господи, ты премудро соделал Твоего творения земля полна » ( Пс. 103 , 1-2; 104 , 24). » Дивны дела Твои, Господи! » ( Пс. 139 , 14 ; ср. Иов. 9 , 10 , 7 , 14 и другие).

По дело невидимой премудрости Божией, Писание указывает особенно на домостроение нашего искупления. » Мы проповедуем Христа распятого, — говорит апостол Павел, — для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же призванных иудеев и эллинов — Христа, силу Божию и Божию премудрость » ( 1 Кор. 1 , 23-24 ) .

В найденном премудростью Божьей способе восстановления человека, по словам пророка, » милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются » ( Пс. 85 , 11).

Учение о премудрость Божию, содержащейся в Откровении обще, в святоотеческих творениях раскрываются подробнее ; раскрытию же той стороны этого свойства, которая оказалась в целенаправленном устройстве мира, некоторые из них присвують особые обширные суждения (Беседа на Шестоднев. Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и др.). . Непосредственное созерцание мудрого устройства природы и ее красоты всегда было мощным средством к познанию Бога и к убеждению » в Бытии Его, ибо, — говорит Премудрый, — с величия и красоты созданий через уподобление можно дойти до познания Творца их» ( Прем. Сол. 13 , 5).

С расширением же знаний о природе человек еще больше убеждается в премудрости Творца.

1 2 3 4