II. Воля Божья и ее свойства.

Бог обладает совершенной волей. Спаситель учил в молитве отдавать себя воле Божией : » Отче наш … да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле …» ( Мф. 6 , 10). Так же Он, молясь о том, чтобы миновала Его » чаша сия » , говорил : » А впрочем, не Моя воля, но Твоя воля да будет! » ( Лк. 22 , 42).

Воля Божья в Откровении изображается, по своей сути, наиболее свободной, по моральным своим направлением Всесвятой, по силе и мощи всемогущей, по отношению ко всему живому и вильнорозумного требующей от них святости и потому наказывает за зло и награждает за добро, то есть Всеправедный.

2.1 . Высшая свобода воли Божьей.

По своей сути воля Божия есть воля самой свободной. Свобода воли Божьей заключается в том, что в своих решениях и определениях она буквально независимая от посторонних ( внешних) помыслов или воздействий, но основу своей жизни и всех своих действий содержит только в самой себе. Человек, с одной стороны, находится в зависимости от влияния внешних условий, а с другой, сама свобода ее в своих определениях не может совсем избавиться колебаний и борьбы. Бог независимый ни от чего постороннего, следовательно, Его воля совершенно свободна. В свободе воли Божией не может быть колебаний в выборе между какими-либо различными помыслами Его природы, потому что природа Божественная простая и единственная.

Такой Откровения и изображает волю Божию. Апостол Павел о Боге Отце, например, говорит, что Он назвал ( назначил ) нас в усыновление Иисусом Христом благоволением желание свое ( Еф. 1 , 5 ) , что Он открыл нам тайну Своей воли по благоволению Своим ( Еф. 1 , 9 ) . Понятно, что здесь речь идет о свободе, что существует в Боге от вечности, а в этой Воли советы и решения могут возникать только непосредственно из глубины его сущности и независимо ни от чего постороннего и внешнего, что могло бы иметь на нее какое-либо влияние ( Рим. 2 , 34). Та же мысль выражена в псалмопевца : » Бог наш на небесах и на земле все что захотел, так создал» ( Пс. 113,11 ) .

Откровение представляет все действия Божии по созданию мира. Высшее свободными, а не движимый чем-то. Он действует по совету воли ( Еф. 1,11 ) во всех делах и помыслах как о мире вещей, так и о мире моральный. О раздаче благодатных даров людям апостол говорит : » Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1 Кор. 2 , 11).

2 . Святость воли Божией

По своему нравственному состоянию воля Божья воля Всесвятая. Святость воли Божией состоит в том, что она в своих попытках определяется и руководствуется представлениями и помыслами об одном высшее благо, а эти ее попытки всегда совпадают с самим их осуществлением, а не остаются одними лишь желаниями. Поэтому Бог чист от греха и не может согрешить, любя во всем живом добро и ненавидя зло.

В Откровении Сам Бог изображается что говорит о Себе : » будьте святы, потому что Я свят » ( Лев. 19 , 2 , 1 Петр. 1 , 16 ) , ангелы же славословят Господа песней : «Свят, свят, свят Господь Саваоф : вся земля полна славы Его! » ( Ис. 6 , 3 ; ср. Об. 15 , 4). По свидетельству новозаветного Откровения : » Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы! » ( 1 Ин. 1 , 5).

Как видим, святость Божия открылась на земле в лице воплощенного Сына Божия.

Такое состояние свободы Божией, когда она может желать и делать только добро и не может делать зла, является проявлением настоящей свободы. Не какая-то внешняя сила или Воля и не какой-то вне Бога закон заставляет Бога быть святым, а Он, по Своей воле, желает делать и делает добро. Желание и творения добра является требованием Его всесовершенный природы. Для человеческой воли такое состояние свободы является идеалом, к которому человек может только приближаться при содействии благодати Божией.

2.2 . Бог не виновник зла.

Как существо Всесвятая, Бог не может не только творить зло, но и желать, чтобы оно было. В действительности же существует зло и в мире физическом, и, особенно, в. мире нравственном. Согласуется это со святостью всемогущего Бога? Отцы Церкви объясняют, что взлом нужно считать только грех, нарушение человеческой свободой воли Божией то же, что мы называем физическим злом (пожары, бури, землетрясения и другие бедствия, которые наблюдаем на земле) , не является само в себе зло, таким оно есть только для грешников ; хотя оно действительно от Бога, но посылается для исправления людей и для обращения их к добру, а потому и является добром. Грехи же, следствием которых бывает физическое зло, возникают вследствие злоупотребления свободой разумного живого, которое Бог создал добрым и подаренное ему уже не забирает, допуская и злоупотребления им.

С этой точки зрения легко объясняются ( а Отцами Церкви действительно объяснены ) все те места Священного Писания, которые, на первый взгляд, могут проявлять в Боге вроде несовместимо с Его святостью зло :

А ) В писании встречаются высказывания, в которых Бог представляется вроде виновником жестокости во зле, например, жестокости сердца фараона ( Исх. 4 , 21 , 10 , 1 и др.). или сердца израильтян ( 29 , 4; Исх. 6 , 9 ) . Поскольку, по свидетельству того же слова Божия, озлобление фараона зависело от него самого, а израильтяне сами не последовали Закон, то высказывание : » Бог ожесточил сердце фараона » или » израильтян » означает только то, что Он попустил озлобление воле человеческой, но не то, что Он совершил это озлобление. Такой же смысл и подобных высказываний, встречающихся в Новом Завете, например : » Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат » ( Рим. 11 , 8);

Б) Иногда Бог представляется в Писании таким, как будто склоняет к тем или иным плохих поступков, например, когда речь идет о преклонение Богом Давиду надменного отсчета народа ( 2 Цар. 24 , 1) , о воле Божией на искушение Ахава духом заблуждения ( 3 царь. 22 20-23 ) , на сожительство пророка Осии с ненужной женщиной ( Ос. 1 , 2 , 3 , 1). Но первое место во всем этом приписывается злому духу ( 1 Цар. 21, 1 ) , о Ахава же приведены видение, а не какая-то настоящая история ; ослепление его вследствие ухода от света Божьего во тьму предрассудков изображается как наказание правды Божией. То же, что говорится о Осии, представляет собой символическое изображение преступной страсти израильского народа к языческим богам.

В ) В некоторых местах Священного Писания Богу приписывают искушение людей, например, Авраама, тому Бог представляется как бы виновником греха. Но в подобных случаях нужно иметь в виду, искушение приписывается Богу. Искушение — это доведение какого-то существа до такого состояния, в котором бы ее свойства раскрылись в действии. Возможна соблазн двух видов:

• Искушение во зле, или побуждения к выявлению злых наклонностей, таящиеся в человеке.

• Соблазн в добре, или направление, подает действие в нем добра в открытой борьбе против зла или против препятствий в добре для достижения победы и славы.

Первое не от Бога ( Иак. 1 , 13 ) , а является следствием оставления Богом ( 2 Пар. 32 , 31 ) : оно возникает от нашей плоти, от мира, от других людей и от дьявола. Искушение второго вида от Бога и по мере духовных сил просил ее Себе ( Пс. 25 , 2 ) Сам Иисус Христос, который » был испытан во всем » ( Евр. 4 , 15). Такого же рода был соблазн Авраама в Исааку.

2.3 . Всемогущество воли Божией.

Всемогущество воли Божией состоит в том, что Бог приводит в исполнение все, что угодно Ему без всяких препятствий, так, что никакая посторонняя сила не может ему помешать или помешать.

Священное Писание очень часто говорит о всемогуществе Бога. Оно называет Бога » Господом сил» ( Пс. 23 , 10 ), которому » по силе нет равных » ( Пс. 88 , 9 ) , единственным сильным ( 1 Тим. 6 , 15 ) , Вседержителем ( Иер. 32 , 18-19 2 Кор. 6 , 18 и др.) , у Которого » ??не останется бессильным никакое слово» ( Лк. 1 , 37). Он может » из камней этого воздвигнуть детей Аврааму » ( Мф. , 9) . Готовя Авраама к выполнению Своих обетов, Бог говорит о Себе : «Я Бог всемогущий» ( Быт. 17 , 1). Внешне могущество воли Божией сначала открылась в творческом произведении всего того, что Богу угодно было создать, «все, что захотел Господь сотворил » ( Пс. 113 , 11). Он сотворил все единым словом, » ибо Он сказал и произошло, приказал и появилось » ( Пс. 33 , 9). Затем она постоянно открывается в чрезвычайных действиях, осуществляемых для особых целей, и есть чудесами : » Благословен Господь, Бог Израиля, единственный, чудеса совершает » ( Пс. 72 , 18 ; 77 , 14).

Примечание:

Против всемогущества Божия высказываются иногда и сейчас некоторые возражения и удивление. Говорят : поскольку Бог не может грешить, допускать обмана, умереть, сделать смертного бессмертным, прошлого настоящим, чтобы 2X2 было вместе и 4 , и 10 , и т. д. , то Он не всемогущ. Ответом на подобное рассуждение может быть такое : всемогущество Божие состоит в том, что Бог может приводить в исполнение все, что угодно Его воле. Если же Его воля не желает чего-то противного Его совершенной природе и Его совершенном разуму, то это показывают не слабость ее и бессилия, а наоборот ее силу и могущество.

2.4 . Правда Божия.

Воля божественная, будучи сама по себе святой, требует и от умных созданий святости и поэтому дает им закон нравственный, что ведет того, кто выполняет его, святости и, как всемогущая, за выполнение его награждает, за нарушение наказывает. Это свойство воли божественной является самой правдой или справедливостью. Правда воли Божией, следовательно, проявляется в двух действиях : в правде, которая дает закон святости (правда законодательная ) , и в правде, которая отдает нравственным существам каждому по заслугам (правда мздовоздавальна или правосудие ) . На оба действия воли Божией указывает апостол, когда говорит о Боге, что » Он один является Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить » ( Иак. 4 , 12).

Воля Божья святая, она требует и от людей святости. Через Моисея Бог говорил : » Будьте святы, ибо Я свят Господь, Бог ваш » ( Лев. 19 , 2). Спаситель мира также поучал: » Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный » ( Мф. 5 , 48; ср. : 1 Пет. 1 , 15).

Бог также праведным Судьей, который благодарит за выполнение или нарушение данного Им закона. » Мне отмщение, Я воздам » , — говорит Господь ( Второзак. 32 , 35; Рим. 12, 19 ; Евр. 10 , ЗО ) . «Не обманывайтесь, — Бог поругаем не бывает. Потому что посеет человек, то и пожнет: сеющий тела своего, от плоти тление пожнет. Кто сеет в дух от духа пожнет жизнь вечную » ( Гал. 6 , 7-8 ) . Им на вечные времена установлен такой закон, правда и добро уже естественно влекут относительное блаженство, а зло и недостатки — муки и зло.

Откровение говорит, что Бог действительно проявлял и проявляет свое правосудие и в особых действиях свое Промысла. Так, » Бог Ангелов согрешивших не пощадил, а в связав узами адского пекла предал блюсти в суд» ( 2 Петр. 2 , 4 ; Иуд. 6 ) , согрешили прародители, и также были преданы суду Божьему (Быт. 3). История человечества подтверждает правосудие Божие указаниями на многочисленные действия Его, подавая примеры наказания за бесчестие и вознаграждения за выполнение святой воли Его как целых народов и всего человечества, так и отдельных лиц, как, например, всемирный потоп, судьба Содома и Гоморры, смешение языков и рассеяние племен и т. д. . Особенно ясно и отчетливо видны действия правосудия Божия в истории богоизбранного израильского народа от ее начала и до наших дней.

Правосуден Бог и в отношении отдельных лиц, » потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло » ( 1 Петр. С, 12). » На нечестивых находится гнев Божий » (Ин, 36; Рим. 1 , 18 , 12 , 19 ; Еф. 5 , 6 ; Пс. 77 , 31 и др.). .

Как особые, чрезвычайные проявления правосудия Божьего Откровения указывает на тайну покаяния и будущий всемирный суд. В деле покаяния Бог » того, кто не знал греха ( Иисуса Христа) , Он сделал нас грехом (сделал для нас жертвой за грех ) , чтобы мы сделались праведными в Нем » ( 2 Кор. 5 , 21). » Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов » (Рим, 25). А в день всемирного суда Божия » каждый примет по тому, что в теле он делал, доброе или худое » ( 2 Кор. 5 , 10).

Согласование правосудия Божия с тем явлением, что праведники часто Нуждаются, а грешники благоденствуют

Как на возражения против правосудия Божия с давних времен указывается на торжество ( победу ) морального зла в лице грешников благоденствуют, тогда как унижается добродетель в лице страждущих и гонимых праведников. но:

А ) На земле нет полной возмездия, поэтому и праведники могут часто страдать, а нечестивые благоденствовать.

Б) Бедствия и видимое благоденствие часто зависят от людей, от их несправедливости. Бог вообще не ущемляет свободы Своих существ и не желает ее притеснять и в этом случае.

В ) Праведные люди под тяжестью своего внешнего положения пользуются Самые внутренними благами : миром духовным, радостями и утехами от Бога ( Рим. 14 , 17 ) , а грешники, при внешнем благополучии, имеют источник мучений для себя в крупнейших своих страстях и беззакониях ( Премьер. 11 , 17) , которые пагубно влияют на их душу и тело.

Г ) Не бывает на земле праведника, который бы ни в чем не согрешил ( И ДР. 1 , 6 ; Притч. 20 , 9) . Бог допускает это с благой целью, чтобы через бедствия очистить праведников всякого греховного грязи ( Прем. С, 6 , 1 Петр. 1 , 6 — 7) , утвердить в хорошие ( Рим. 5 , 3-5 , 2 Кор. 4 , 16 ) , и, наказывая временно здесь, поднять их в будущем ( Прем. С, 4-5 , 2 Кор. С, 17). С другой стороны, грешники имеют иногда в себе немало хорошего ; в то же время они спонукуються к покаянию тем, что Бог, влияя на их благость, не наказывает за грех ( Рим. 2 , 4 , 2 Петр. 2 , 9).

Д ) Главное же то, что есть другая жизнь, в котором правда Божия воздаст всем по заслугам, когда праведники будут вечно блаженствовать, а грешников постигнет наказание.

1 2 3 4