III. Чувства или чувственности Божьи, их свойства.

На бытие в Боге способности, соответствующей в нашей духовной природе способности чувств ( или нашему сердцу с его чувственности ) , Откровение указывает во многих случаях. Так, о Боге говорится, что Он в одних случаях радуется от всего сердца Своего ( Иер. 32 , 41 ) , а в других Его сердце наполняется жалостью ( Ос. 11 , 8 ) , что Он любит правду и ненавидит беззаконие ( Пс. 44 , 8 ; Притч. 11, 20 ; Евр. 1 , 9). Существенными свойствами нашего чувственного духа является, с одной стороны, влечение и любовь к собственному благу и чувство блаженства от обладания этим благом, с другой — стремление к благу других или любовь к другим. То же самое Откровение приписывает и Богу, конечно, в высшей степени. К существенным свойств Божиих с точки зрения Его чувственности, следовательно, относятся:

• всеблаженство Бог ;

• бесконечная благость или любовь к живым существам.

3.1 . Всеблаженство Божие.

Это свойство в Боге является необходимым следствием всех Его свойств и совершенств. В Боге вся полнота бытия и жизни, Бог в Нем имеет все необходимое для полного блаженства, поэтому любовь к благу в Нем неизменно совпадает с самим Его владением, а вследствие этого Ему изначально должно быть свойственно постоянное все блаженство.

Священное Писание называет Бога Блаженным ( 1 Тим. 1,11 ; 6,15 ) , указывает, что полнота радостей — перед Ним » радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей » ( Пс.15 , 11 ) Праведники будут находить блаженство в созерцании Бога : » блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят …» ( Мф. 5 , 8).

3.2 . Бесконечная благость или любовь Божия к живых существ

Это свойство совершенство Божья заключается в том, что Бог дарует живым существам Своим столько благ и совершенств, сколько нужно для их блаженства и сколько каждая из них может принять в силу своей природы и состояния.

Благость, согласно учению Откровения, составляет сущность Божью. «Если бы у нас, — говорит Григорий Богослов, — кто спросил, что мы чувствуем и почему поклоняемся, ответ готов : мы чтим любовь. Потому, по выражению Святого Духа ( 1 Ин. 4 , 8 , 16 ) , » Бог есть любовь » . Любовь или благость заставили создать мир с разумно — нравственными существами, способными любить Его и находить в Нем для себя блаженство ( Еф. 1 , 5 , 9 ; Ин. 14, 23 ; Мф. 25, 34 ) . Все продуманные действия Бога в мире является сущностью проявления Его благости : » Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его творения » ( Пс. 145 , 9). Какой бы ни была маленькой и ничтожной живое существо, благость Божия не только не хочет ею, но и с любовью заботится о ее жизни и беды.

В частности, Свою благость Бог явил и представляет по отношению к человеку. В Ветхом Завете Бог, обращаясь к Израилю, говорит : » Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы они забыли, то Я не забуду тебя!» ( Ис. 49 , 15). А в Новом Завете Спаситель говорит : » И не называйте никого Отцом на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах » ( Мф. 23,9 ) .

Он по — отечески занимается всеми нашими молитвами ( Мф. 7 , 9-11) , заботится о нас проблемы, не исключая и плохих из нас : » да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных «( Мф. 5 , 45; ср. Деян. 17 , 25).

Высшим же проявлением и свидетельством бесконечной благости Божией к нам Слово Божие представляет совершенную дело нашего Искупления единород — ным Сыном Божьим : » Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную «( Ин. , 16) .

Совместимость в Боге любви с благостью правосудия

Бесконечная благость Божия, подает множество благ свободным разумом существам, кажется несколько несовместимой с правосудием Божиим, сурово наказывает за грех.

Некоторые из древних еретиков ( гностики, особенно Маркиян, манихеи, позже павликиан и богомилы ) , считая невозможным существование в едином Богу свойств любви и правосудия, даже предполагали существование двух богов: верховного благого, что является отцом, который любит и милует ( новозаветное ) , и бога, подчиненного ему, злого, который открывается грозным судьей, наказывающий ( ветхозаветное ) . Но и в современном христианском обществе многие представляют Бога только Богом любви и готов изъять из понятия о Нем свойства правосудия. Такое представление о Боге нельзя не признать односторонним. Конечно, Бог есть любовь, но любовь Его справедливым, как и правда Его правдой, одухотворенной любовью: любовь без правды не была бы истинной любовью, а была бы простой чувствительностью и добродушием.

Список лИТературЫ:

1. Архиєп. Василий (Кривошеий). Символічні тексти в Православной Церквы / / БТ. - Зб. 4. - М., 1968. - С. 5-37.

2.
Архим. Юстин (Попович). Догматика. - Ч. 1. - Белград, 1980.

3.
Архим. Юстин. Шляхи богопознания. - Ч. 1. - Белград, 1980.

4.
Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Палами. - М.: Паломник, 1996. - 448 с.

5.
Блаженный Августын. Послання до Виталия Карфагенському / / Мали-нивськой Н. Православное догматическое богослов’я.

6.
Булгаков СВ. Православ’я. Нариси вчення православной церквы.

7.
Глаголев С. Богослов’я / / Богословська енциклопедия / Под. ред. А. П. Лопухина. Т. 2. - Петроград: Мандривець, 1901.

8.
Действие Вселенских Соборов. - Т. 1: I, II, III Соборы. - Выд. 5-е.

9.
Действие Вселенських Соборов. - Т. 2: I, II, III Соборы. -

10.
Догматическоене богослов’я. - Ч. 1-2. - Загорськ: МДС. - 1968.

11.
Лопухин А. П. Умная Библия. Новый завет.

12.
Лоськый Вл. Богослов’я и боговединья: Зб. Статтей. - М.: Изд. Свято-Владимирского братсва, 2000. - 628 с.

13.
Макарий, архиєп. Харьковський. Православно-догматическое богослов. - Т. 1. - Выд. 3. - СПб.: Типография Якова Трея, 1868. - 598 с.

14.
Макарий, архиєп. Харьковський. Православно-догматическое богослов. - Т. 2. - Нове выд. - СПб.: Типография Георгия Трусова, 1857.-514 с.

15.
Малиновський Н. Православне догматическое богослов’я. - Ч. 2.-

16.
Прот. Ливерий Воронов. Догматичечкое богослов’я. Курс лекций.

17.
Проф. Прот. Ф. О.Голубицкий. Премудрость и благодать БожЬЯ. - 5 — е выд.

18.
Рассказовскый СП. Догматическое богослов’я (за прот. Н. Мали-новському). Ч. 1.

19.
Саричев В. Д. Святоотцовское учения про богопознания.

20.
Прот. Василий Вепрук. Догматическое богослов’я. - Чернівці: Рута, 2000.

Введение

Раздел I О Сущность Божия

1.1 . Содержание учения о Сущность Божия. Понятие о существенных свойствах Божиих и их разделение

1.2 . Бог » Сущий » . Свойства естества Божьего как Бытие совершенного.

1.3 . Духовность естества Божия.

1.4 . Свойства естества Божьего как Духа :

Р здел ИИ Воля Божья и ее свойства

2.1 . Высшая свобода воли Божьей.

2.2 . Бог не виновник зла.

2.3 . Всемогущество воли Божией.

2.4 . Правда Божия.

Раздел III. Чувства или чувственности Божии и их свойства

3.1 . Всеблаженство Божие.

3.2 . Бесконечная благость или любовь Божия к живых существ

Раздел IV Единство сущности Божьего

4.1 . Единственность Бога как характерный признак истинного понятия о Боге

4.2.Вчення Откровение о единстве Бога

Вывод

Список литературы

1 2 3 4