2.4.2. Общение подростков со взрослыми.

Важность для подростков его общения со сверстниками нередко скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений со взрослыми, прежде всего с родителями.

Исследования показывают, что потребность подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми редко бывает удовлетворена. Это обстоятельство ведёт к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в установлении межличностных контактов, мешает самоопределению и ориентации в жизненных ситуациях.

Общение со взрослыми, в том числе и с родителями, имеет важное значение для подростка. Именно от позиции родителей в первую очередь зависят ценностные ориентации, нравственные оценки событий и поступков, понимание социальных проблем подростком. А мнения сверстников обычно важны в вопросах дружбы, моды, современной музыки и проведения свободного времени. Однако влияние родителей уже ограничено – ими не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте.

Проблема отношений взрослых с подростками связана прежде всего с непониманием ими внутренней жизни, стремлений и ценностей подростка, с неверными представлениями о его переживаниях, мотивах тех или иных его поступков, а также с тем, что взрослые часто недооценивают значение его общения со сверстниками и переоценивают значение общения с собой. Чем старше становится подросток, тем более неадекватным становится это отношение взрослых. Причём это относится и к педагогам, и к родителям. И те, и другие, как бы не замечают интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении всего подросткового периода, и продолжают применять по отношению к подросткам «детские» формы общения и контроля. Этот момент отмечают почти все подростки, начиная с 5 класса в качестве главной претензии ко взрослым. Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении со взрослыми «на равных», редко имея возможность её удовлетворения.

Будучи на протяжении почти всего подросткового возраста фрустрированной, потребность в равноправных партнёрских отношениях со взрослыми порождает многочисленные конфликты подростков с родителями и педагогами, причём виновником этих конфликтов всегда признавался подросток – так считают учителя, родители и, что удивительно, сами подростки. Такая самообвиняющая позиция, названная «психологическим смирением», может легко смениться «психологическим бунтом», когда подросток переходит из интрапунитивной в экстрапунитивную позицию, что никак не устраивает взрослых. Когда возникает это «психологическое бунтарство», взрослые начинают бить тревогу, ищут выхода, а «психологическое смирение» всех устраивает. Вместе с тем подобное отношение к конфликтам, когда взрослые занимают экстрапунитивную, внешне обвиняющую позицию, является крайне малоконструктивным.

Отметим, что взрослые видя стремление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только его негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» и т. д. – и совершенно не замечают ростков позитивного, нового. Одним из таких ростков является развитие в способности подростка к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать, разделить их горе или радость. Взрослые в лучшем случае готовы сами проявить сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны. Это происходит потому, что для того, чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных». Как показываю некоторые данные, необходимо различать общение формальное, регламентированное, посвящённое вопросам поведения, учёбы и т. п. и неформальное, нерегламентированное общение с родителями.

Если первое вызывает у подростков острую неудовлетворённость, то потребность во втором не меньше, чем в общении со сверстниками, но удовлетворяет меньше, чем наполовину (29, 2%). При этом выявлено, что общением с матерью удовлетворены только 31,1% подростков, а общением с отцом и того меньше – 9,1%. Причинами такого психологического барьера, возникающего между подростком и родителями, И. С. Кон называет неумение и нежелание принять подростка как некоторую автономную реальность, уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта.

Общение с отцом и матерью в подростковом возрасте складывается по-разному. В разных странах в подавляющем большинстве подростки средних и старших классов предпочитают обращаться по всем вопросам, связанным с личностными, социальными, учебными и даже мировоззренческими проблемами, к матери, а не к отцу. Отцы имеют преимущество в «информационной сфере», обсуждении политики.

Наличие определённых культурных запретов приводит к тому, что темы полового созревания и интимные отношения занимают последние места в разговорах с родителями, то есть важнейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями «изымается». Но если о том, что больше всего волнует, говорить невозможно, общение неизбежно принимает рутинный характер. Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые аспекты, тем суше становятся отношения.

Если сравнивать между собой сферы общения подростков с родителями, с одной стороны, и с учителями – с другой, то при всей напряжённости первой, всё же значительно более «запущенной» малопродуктивной с точки зрения личностного развития оказывается вторая. Во-первых, переживания, связанные у подростков с их общением с учителями, занимает одно из последних мест, а во-вторых, с учителями у подростков связаны одни только отрицательные переживания.

Характер общения с учителями и субъективного отношения к нему изменяется на протяжении подросткового возраста. Если ведущим мотивом младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд, то в более старшем возрасте – стремление к личностному общению с ним. Начиная с 6-го класса подростков всё больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причём если профессиональные качества педагогов подростков в целом устраивают, то личностные – нет. Эта неудовлетворённость личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя (Смельянов Ю. Н., 1985). Однако, несмотря на это, они всё равно стремятся к общению с ними, чего, кстати, учителя чаще всего не замечают. Они, как правило, полагают, что подростки удовлетворены общением с ними, равно как и их личностными качествами.

Таким образом, с возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и невозможности её удовлетворения. Соответственно расширяется зона конфликтов – внешних и внутренних. Подросток не в состоянии разрешить их самостоятельно. Для этого он не обладает настолько высоким уровнем рефлективности, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию. Здесь всё зависит от учителя.

2.4.3.Значение коммуникативной компетентности в подростковом возрасте.

Учитывая огромное значение общения для подростка, важно подчеркнуть чрезвычайную важность тех качеств личности, способностей, умений и навыков, которые он приобретает и реализует в процессе интимно-личностного общения со сверстниками и более формального общения со взрослыми. Система этих способностей и умений составляет основание его коммуникативной компетенции. Так, для подростка становится важным: умение познакомиться с понравившимся человеком; свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и ценности значимой для него группы, ощущать, что при этом он не теряет индивидуальности, может высказать свои мысли и выразить чувства.

В этот период подросток в значительной мере овладевает коммуникативными средствами, необходимыми для взаимодействий с окружающими, формирует свой стиль коммуникаций, начинает осознавать и оценивать свои коммуникативные качества и умения.

Развитие коммуникативной сферы осуществляется в активном поиске и апробировании различных способов коммуникации и отборе тех, которые позволяют подростку быть успешным и признанным в группе сверстников. Отсутствие или низкий уровень развития коммуникативных умений и навыков, как правило, приводит к возникновению препятствий в организации подростками эффективного взаимодействия с окружающими, выпадению их из компании сверстников, а также к возникновению препятствий в достижении поставленных целей и задач. Это, в свою очередь, может повлечь за собой использование подростками деструктивных способов разрешения проблем, возникающих на жизненном пути, например, посредством употребление психоактивных веществ.

В этой связи задача взрослых (учителей, родителей) состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для становления коммуникативных качеств подростков. Целенаправленно решать поставленную задачу можно разными путями. Один из них – организация участия подростков в специализированном образовательном курсе, способствующем становлению коммуникативной компетентности учащихся и, посредством этого, — повышению устойчивости к употреблению ПАВ.

  • Проблема профилактики наркозависимости у подростков.
  • 3.1. Общая характеристика проблемы наркозависимости.

    В конце XX века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

    В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

    Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза. По данным международной статистики, весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций. В настоящее время около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых (13-24 года), под угрозой фактически оказалось будущее страны.

    Характеристику принципов, содержания и структуры современных моделей профилактики злоупотребления психоактивными веществами начнем с определения основных понятий.

    Существует большой спектр веществ, которые называют психоактивными (ПАВ).

    Психоактивные вещества – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояния, вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся: наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин, средства бытовой химии и медицинские препараты, которые не могут быть предписаны врачом.

    Обобщение литературных данных позволяет говорить о трех типах общих эффектов ПАВ:

    1)подкрепляющие эффекты. Все ПАВ вызывают переживание эйфории и других позитивных, комфортных психических состояний (ощущение блаженства, приятное возбуждение и стимуляцию основных психических процессов, необычный ряд образов, ощущений и т. д.);

    2)эффект «ухода», т. е. избавление от негативных переживаний и состояний. Большинство ПАВ обладают совершенно отчетливым действием, ослабляющим интенсивность неприятных событий, воспоминаний, актуальных отрицательных переживаний. Прием ПАВ как бы «стирает» неприятное переживание, удаляет его из сферы осознанного восприятия;

    3)способность ПАВ вызывать своего рода психофармакологический транс, который может длиться от нескольких секунд у курильщика табака до нескольких часов при употреблении героина. В трансе, возможно, заключается частично как эффект «ухода» от неприятных переживаний, так и эффект получения приятных подкрепляющих переживаний.

    Наркотики – это психоактивные вещества, включенные в Официальный Перечень наркотических средств Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

    Однако, перечни веществ, которые официально признаются наркотиками, в различных странах отличаются. Одни страны официально признают наркотиками все вещества, включенные в Перечень ВОЗ, другие – не все. Например, такие средства, как барбитураты, многие годы не считались наркотиками в нашей стране, хотя они были включены в Официальный Перечень наркотиков ВОЗ и признавались наркотиками во всех развитых странах. Но есть вещества, такие как героин, препараты конопли, метадон и ряд других, которые законодательствами всех стран признаются наркотиками «в связи со своей значительной общественной опасностью и вредом, причиняемым здоровью индивидуума».

    На сегодняшний день в России наркотическими средствами считаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

    Список веществ, официально признаваемых наркотиками, в нашей стране постоянно пополняется и расширяется в соответствии с увеличением числа новых наркотиков.

    Наркотики обладают следующими характерными признаками:

    — способностью вызывать эйфорию, приподнятое настроение или, по крайней мере, приятные субъективные переживания;

    — способностью вызывать наркотическую зависимость, то есть желание снова и снова использовать наркотик;

    — нанесением существенного вреда психическому или физическому (тому и другому одновременно) здоровью человека.

    Пятницкая И. С. полагает, что для того, чтобы вещество считалось наркотическим, оно должно отвечать трем критериям:

    1)медицинскому – оказывать специфическое воздействие на центральную нервную систему человека, которое становится причиной его немедицинского потребления;

    2)социальному – при немедицинском использовании наносить существенный вред обществу;

    3)юридическому – распространение этого вещества ограничено и находится под строгим юридическим контролем.(Пятницкая И. С., 1989.)

    Если указанные вещества обладают для человека привлекательным действием, то они вызывают зависимость от них.

    Зависимость от психоактивного вещества – это зависимость психического, а на более позднем этапе – и физического состояния человека от присутствия или отсутствия в его организме этого вещества.

    Зависимость от наркотиков называют наркоманией. В соответствии с федеральным Законом РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах»: «Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств и психотропных веществ».

    Битенский В. С. дает такое определение: «Наркомания – болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом…психической или физической зависимости». (Битенский В. С. и др., 1986. – С.6.)

    Помимо психической или физической зависимости от наркотиков, наркомания характеризуется морально-этической деградацией, асоциальным поведением больного и рядом других патологических проявлений.

    Все остальные ПАВ, не включенные в Официальный Перечень наркотиков, но обладающие привлекательным психоактивным действием, способны вызвать зависимость, называемую токсикоманией. В отечественной наркологии такие вещества называют наркотически действующими веществами.

    Между наркоманией и токсикоманией больше сходства, чем различий, они развиваются по общим закономерностям. Разделение на наркотики и наркотически действующие вещества условно и имеет скорее юридический аспект. Иногда зависимость от «ненаркотиков» вызывает гораздо более тяжелые последствия, чем зависимость от наркотиков.

    Состояние, которое возникает после приема наркотика или наркотически действующего вещества, называется наркотическим опьянением, или наркотической интоксикацией. Проявления наркотического опьянения при приеме разных веществ различны.

    У разных людей эффект интоксикации одним и тем же препаратом также может быть различным. Это зависит от: дозировки препарата, способа его введения, особенностей личности больного, ситуации, в которой оказался наркоман в состоянии наркотического опьянения.

    Толерантность – это способность переносить увеличивающиеся дозы наркотического вещества. Потребность в увеличении количества принимаемого наркотика связана с тем, что со временем эффект прежней дозы ослабевает, и наркоман должен наращивать дозировки, чтобы наркотическое опьянение оставалось на прежнем уровне.

    Злоупотребление ПАВ – этап, предшествующий наркомании или токсикомании, когда прием ПАВ еще несистематический. Человек принимает то одно средство, то другое, или принимает одно, но нерегулярно.

    Медицинская классификация стадий развития зависимости от ПАВ основана на анализе ее социальной, психологической и физической форм.

    О социальной зависимости говорят тогда, когда человек еще не начал употребление психоактивных веществ, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. Он внутренне готов сам начать употребление. Часто к такой группе можно принадлежать, только придерживаясь ее принципов и подчиняясь ее правилам. Желание не быть отторгнутым может быть столь сильным, что заслоняет привычные представления, изменяет поведение. Неотъемлемое условие этой стадии заболевания – наличие группы (которая может формироваться даже вокруг одного употребляющего наркотики). Единственным способом предотвращения дальнейшего развития заболевания является своевременное выявление и разрушение группы.

    После начала употребления наркотиков у человека психическая зависимость формируется гораздо раньше, чем после употребления алкоголя. Она проявляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние, которое он испытывал, находясь в наркотическом опьянении. Он стремится или получить приятные ощущения от приема наркотиков, которые могут быть очень сильны, или, находясь под воздействием наркотиков, отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций. В первом случае человек, будучи лишенным возможности принимать наркотики, воспринимает действительность «серой», недостаточно динамичной и живой. А во втором – оказывается подавлен проблемами, от которых он пытался уйти, прибегая к употреблению наркотиков. Стремление избежать психологического и эмоционального дискомфорта столь сильно, что человек не в силах отказаться от дальнейшего употребления. На этой стадии заболевания ему уже необходима помощь специалистов – психологов и врачей, которая может быть эффективной только при поддержке близких людей.

    При более продолжительном употреблении психоактивных веществ формируется физическая зависимость, которая проявляется вследствие включения наркотиков или алкоголя в процессы обмена веществ. В этом случае при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести – от легкого недомогания до тяжелых проявлений абстинентного синдрома. Конкретные его симптомы зависят от вида наркотика и от особенностей организма человека. Такому больному необходима серьезная медицинская помощь для того, чтобы выдержать состояние абстиненции.

    Как правило, формирование психофизиологической зависимости происходит в такой последовательности: эксперимент – периодическое употребление – регулярное употребление – навязчивая идея – психофизиологическая зависимость. (Березин С. И.)

    В общем виде развитие личности по наркотическому типу может быть представлено процессом ее вхождения в новую социальную среду (в данном случае наркоманическую) с существенными изменениями в ней в результате этого процесса.

    По мнению Л. С. Выготского вхождение личности в неблагополучное социальное окружение, приводящее к становлению и изменению личности, включает фазы адаптации, индивидуализации и интеграции. Первой стадией является фаза адаптации – усвоение действующих в группе норм и ценностей, овладения соответствующими для наркомана средствами и формами деятельности, определенными навыками. Тем самым личность уподобляется другим членам той общности, наркоманической среды. Таким образом, наркоманы становятся похожими друг на друга.

    Далее следует фаза индивидуализации, характеризующаяся поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности (сочетаемое или комбинированное употребление различных ПАВ, повышение доз, раскрытие перед группой своих похождений и возможностей в приобретении наркотиков, особых способов их реализации, умение красочно описать состояния «кайфа» у себя и тем самым привлечь внимание окружающих). Следует отметить, что для ряда наркозависимых характерна алекситимия – неумение описать свои ощущения.

    Фаза интеграции детерминируется противоречием между стремлением быть идеально представленным своими особенностями в нормальной среде (семья, школа), с одной стороны, и потребностью наркоманической общности принять и одобрить те его аддиктивные особенности, которые на самом деле способствуют его деградации.

    В связи с тем, что ситуация адаптации (дезадаптации), индивидуализации (дезиндивидуализации), интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении личности в различные группы многократно воспроизводится, то закрепляются соответствующие личностные новообразования. В результате этих процессов складывается достаточно устойчивая структура «наркоманической» личности. (Березин С. В.)

    В целях предупреждения потребления наркотических средств и их дальнейшего распространения среди молодого населения России важно знать и учитывать специфические особенности различных наркотиков. Попытки классифицировать наркотики и дать их обстоятельное описание предпринимались не раз (Соломзес Дж., Чеурсон В., Соколовский Г.,1998; Пятницкая И. Н.,1994 и др.).

    По Международной классификации все наркотики и наркотически действующие вещества разделяются на следующие группы: 1)препараты опия, 2)снотворные и седативные средства, 3)кокаин, 4)препараты индийской конопли, 5)психостимуляторы, 6)галлюциногены.

    Рассмотрим наиболее распространенные в молодежной среде наркотики.

    Препараты из конопли (канабиса). Они имеют множество названий — марихуана, гашиш, анаша. Их использование распространено среди старших подростков — тех, у кого есть возможность достать деньги, а также меньше контроль со стороны родителей.

    Действие препаратов вызывает галлюцинации, может усиливать активность человека, несколько искажает восприятие действительности (поэтому считается, что эти вещества возбуждают воображение), однако полного отключения сознания практически не происходит. Одним из признаков наркотического опьянения в этом случае является неудержимая потребность высказаться — «речевой напор». Подростки с большим жаром говорят о пустяках, перебивая друг друга, высказывания сбивчивы, мысль теряется. В течение 1— 2 ч после использования у молодого человека могут быть красные слезящиеся глаза. При выходе из состояния наркотического опьянения у несовершеннолетних нередко развивается чувство голода. Основной способ применения препаратов — курение. Опасность этого вида наркотизации в том, что очень скоро эффекты, вызываемые препаратами из конопли, перестают удовлетворять. В поисках более сильных ощущений подросток обращается к «жестким» наркотикам (героину и пр.), от которых быстро возникает и физическая зависимость. Поэтому препараты из конопли часто называют «провоцирующими».

    Героин Относится к разряду опиумных препаратов. Приобщение к героину в среде несовершеннолетних обычно происходит в 15—17 лет. Героин относится к «жестким» наркотикам, поскольку вызывает сильный эйфорический эффект и способен обусловливать очень быстрое развитие зависимости. Нередко для этого достаточно единственной пробы вещества, при этом у человека возникают мучительные абстинентные ощущения. Избавление от героиновой зависимости — крайне сложная и длительная задача.

    Традиционный способ применения опийных препаратов — курение (опиум), вдыхание через нос (кокаин), инъекции (героин), жевание маковой соломки. Применение опиатов вызывает резкое сужение зрачков, которые превращаются в маленькие точки.

    Во время опьянения подростки малоподвижны, ленивы, испытывают умиротворение, полный душевный и физический комфорт. В этот момент возникают грезоподобные фантазии, заново переживаются счастливые минуты прошлого. Причем подросток как бы сам может управлять процессом визуализации — представлять то, что ему кажется особенно привлекательным. При этом сознание, как и в случае с препаратами из конопли, остается непомраченным.

    Из-за дороговизны настоящего героина молодые люди вынуждены довольствоваться опийными суррогатами, «грязным» порошком, при использовании которого очень часто отмечаются тяжелейшие отравления. Амфетамины Могут использоваться в виде инъекций, перорально (через рот) и также при вдыхании через нос. Эффект, вызываемый амфетаминами, мало напоминает обычную эйфорию. У человека резко активизируется мыслительная деятельность, уходит усталость и сон. Поэтому их часто используют на молодежных дискотеках, для того чтобы сохранять форму на протяжении всей ночи; молодые люди прибегают к амфетаминам при подготовке к экзаменам и пр.

    Особенность эффекта воздействия связана с тем, что амфетамины, попадая в организм, вызывают мощное возбуждение клеток головного мозга. Благодаря этому у человека возникает иллюзия своей неутомимости, «всесилия». Привыкание к амфетаминам происходит незаметно. Даже при их эпизодическом использовании возникает истощение нервной системы, развивается состояние депрессии, подавленности, полного упадка сил. Амфетамины способны вызывать агрессию, неудержимые вспышки гнева, припадки ярости, направленные как на себя, так и на окружающих (подросток может крушить все вокруг, нередки случаи самоубийств в состоянии опьянения). Такое состояние определяется как параноидальный психоз.

    Галлюциногены Способны изменять состояние человека весьма причудливым образом. Если другие наркотики искажают восприятие реального мира, то галлюциногены создают в сознании человека совершенно иной мир, иную реальность. Иногда привлекательность этого мира оказывается настолько сильной, что тот, кто испытал ее, не хочет возвращаться в реальный мир. Именно в этом заключается наибольшая опасность знакомства с галлюциногенами.

    Существует множество названий для галлюциногенов: психотомиметики (поскольку способны вызывать психотические состояния), фантастики (пробуждают специфические видения), однако наиболее известен термин «психоделики».

    Механизм действия галлюциногенов до сих пор до конца не изучен. Предполагается, что эти вещества воздействуют на клетки мозга, вырабатывающие серотонин, нарушая структуру уже сложившихся нейронных связей. По-видимому, такое вмешательство в биохимические процессы и вызывает различного рода видения. Сущность процессов, происходящих при использовании галлюциногенов, рассмотрим на примере ЛСД.

    ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) является самым популярным среди галлюциногенов и относится к группе «культовых» наркотиков. Цель использующих ЛСД можно обозначить как «расширение границ своего сознания, выход за пределы реальности и познание некой высшей истины».

    ЛСД вызывает самые разнообразные ощущения, критически оценить которые подростки не всегда способны. За счет стимуляции клеток головного мозга резко увеличивается скорость процесса мышления, появляется иллюзия мгновенного решения самых сложных жизненных задач. Возникает специфическое восприятие внешнего мира, нарушается представление о собственном теле, его контурах, размерах, расположении отдельных частей. Может возникать ощущение «растворения» тела в окружающем мире. Все это трактуется как переход личности на более высокий уровень, проникновение в скрытые сферы мозга, расширение сознания.

    При использовании ЛСД может возникать состояние острого психического расстройства, когда человек способен нанести повреждения как себе, так и окружающим. Еще одно опасное явление при использовании ЛСД — так называемый феномен «возврата прошлого». Он заключается во внезапном повторном переживании галлюцинации, происшедшей несколько дней и даже недель назад. Это состояние вызывает сильный страх, панику.

    Барбитураты — целая группа препаратов, в состав которых входит барбитуратовая кислота. Все они вызывают угнетение мозговых центров, контролирующих высшую нервную деятельность. Барбитураты используются в медицинской практике как лекарство, с помощью которого пациент избавляется от бессонницы, чувства неуверенности, напряженности.

    Один из наиболее известных вариантов применения барбитуратов среди подростков — в сочетании с алкоголем. Он представляет собой особую опасность, поскольку и алкоголь, и барбитураты оказывают сильное угнетающее действие на структуры нервной системы, и каждый из них усиливает действие другого. Галлюцинации, вызываемые барбитуратами, носят угрожающий характер — подростку кажется, что на него охотятся, убивают, по телу ползают ужасные насекомые и т. п. Пытаясь спастись, он может выпрыгнуть из окна, нанести себе рану ножом, поджечь комнату.

    Состояние зависимости от этого вида одурманивания крайне опасно своими последствиями: подросток психически и эмоционально возбужден, способен неадекватно прореагировать на любое замечание, появляется склонность к эпилептическим припадкам.

    Дизайнерские наркотики. Этот термин объединяет разнообразные препараты, способные активно влиять на психику человека. Все они создаются за счет модификации молекулы уже существующего наркотического вещества.

    Одним из наиболее известных в молодежной среде дизайнерских наркотиков является Экстази (или «наркотик любви»), который традиционно используется на концертах или танцевальных площадках. Благодаря своему возбуждающему эффекту экстази дает возможность веселиться без устали на протяжении многих часов.

    Многие молодые люди считают экстази «ненастоящим» (т. е. «неопасным») веществом, убеждены в том, что зависимость от него не возникает. Однако систематическое потребление приводит к развитию депрессии, возникновению параноидальных реакций, истощению. Поведение человека меняется — он становится возбудимым, раздражительным, находится в подавленном настроении, периодически испытывает приступы необъяснимого страха.

    Смарт-препараты созданы на основе натуральных растительных продуктов и призваны, по утверждению их разработчиков, усилить интеллектуальные, физические возможности человека. В состав смарт-препаратов входят витамины, холин, способствующий сжиганию жиров, лецитин, отвечающий за подвижность мышечной ткани, аминокислоты, способствующие росту мышц.

    Казалось бы, при таком составе смарт-продукты должны быть рекомендованы к самому широкому применению. Опасность заключается в том, что эти вещества содержат стимуляторы растительного и химического происхождения. В подавляющем большинстве смарт-продуктов имеется эфедрин (являющийся запрещенным наркотиком), и при их систематическом употреблении у человека может развиваться зависимость.

    Смарт-продукты вызывают быстрое истощение энергетических ресурсов человеческого организма, поэтому приобщение к ним является существенным риском.

    Широкое распространение наркомании вызвало к жизни напряженные дискуссии о природе наркомании, причинах и условиях ее распространения и др. Березин С. В. выделяет следующие аспекты проблемы наркомании.

    Социальный аспект. Общественное отношение к наркомании сегодня характеризуется как однозначно негативное и отвергающее. В отношении к наркомании репрезентируются тревога за собственных детей и родственников, эмоциональные впечатления от криминальной статистики, культурно-исторические стереотипы, что приводит к резкой социальной реакции отторжения и изгнания наркомана со стороны общества. Выдавливание наркомана из нормального общества приговаривает его к жизни в среде, которая в психологическом смысле разрушает его сильнее, чем наркотики, но вне которой наркоман уже не способен существовать.

    Наркоманская субкультура, втягивая в свою орбиту молодежь, выступает как мощный фактор приобщения к наркотикам и закрепления их употребления.

    Экономический аспект. Торговля и потребление наркотиков выступают как мощный механизм перекачивания денежных средств в теневой оборот.

    Распространение наркомании среди молодежи приводит как к снижению общего интеллектуального потенциала страны, так и к обеднению трудовых ресурсов, к разрушению трудовой мотивации и трудового поведения в целом. Таким образом, из сферы материального и духовного производства происходит постоянный отток рабочей силы.

    Демографический аспект. Соотношение наркоманов мужского и женского пола составляет примерно 10:1, что приводит к резкой диспропорции в соотношении полов. Формирование наркотической зависимости приводит к разрушению полоролевого поведения и угасанию сексуальных инстинктов. В результате этих явлений уже в ближайшее время произойдет определенное снижение рождаемости, увеличение количества одиноких женщин и неполных семей.

    Моральный аспект. В результате систематического употребления наркотиков происходит стремительная девальвация личности с разрушением морально-нравственных аспектов ее поведения. Постепенно у наркомана разрушается моральная основа регуляции поведения. Ценности жизни, закрепленные традиционной моралью, оказываются низвергнутыми. Постепенно формируется наркоманская система ценностей, приобретающая статус основы наркоманского способа жизни.

    Политический аспект. Проблема наркомании постепенно приобретает статус главной угрозы для безопасности страны. Масштабностью проблемы не преминули воспользоваться различные политические партии и социальные группы, используя спекуляции на наркоманские темы для решения своих проблем.

    Международный (межгосударственный) аспект. Распространение наркомании приводит к глобализации криминальных отношений. Криминальные структуры, контролирующие производство, распространение и сбыт наркотиков, выходят на уровень международных синдикатов, способных благодаря своим финансовым возможностям влиять на политику отдельных стран или регионов.

    Медицинский аспект. Традиционная наркология рассматривает наркоманию как неизлечимую хроническую болезнь, в течение которой возможны более или менее продолжительные периоды ремиссии.

    В подавляющем большинстве случаев лечение наркомании сводится к госпитализации больного, лишению его возможности принимать наркотики, проведению дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии. Перечисленные мероприятия купируют абстинентный синдром, разрушают физическую зависимость. Однако психическая зависимость, играющая в развитии наркомании важнейшую роль, остается вне досягаемости для существующих сегодня психотерапевтических мероприятий, построенных в соответствии с традиционным психиатрическим подходом. Сложившаяся в медицине (психиатрия и клиническая психология) традиция связывать употребление наркотиков и злоупотребление ими с какими-либо психопатологическими процессами лишь консервирует наркотическую проблему. Внушение больному отвращения к принимаемому средству, когда он находится в состоянии гипноза и во время выработки отрицательного рефлекса на вещество, которым злоупотребляет, оказывается малопродуктивным методом разрушения психической зависимости.

    Таким образом, чисто медицинский подход к наркомании оказывается неэффективным ни в плане лечения и реабилитации, ни тем более в плане профилактики.

    Психологический аспект. С точки зрения психологии наркомания рассматривается как проблема личности, принимающей наркотики, в определенном социально-культурном контексте. При этом общество, социальная и культурная среда, реагируя на наркоманию, встраиваются своими реакциями в наркоманский тип поведения. Отсюда становится понятным, что для эффективной реабилитационной работы необходима реализация комплексного подхода, включающего в себя работу с личностью наркомана, его ближайшим микросоциальным окружением, а также с обществом в целом: оно должно изменить свое отношение к наркотикам так, чтобы, по крайней мере, не подкреплять их отношения к себе как к социальным изгоям, неудачникам или бунтарям.

    Отношение к наркотику не существует изолированно от отношений к другим сторонам жизни и поэтому может быть изменено лишь в контексте измененной системы отношений личности в целом.

    В связи с задачами нашего исследования необходимо от рассмотрения общих вопросов проблемы наркозависимости перейти к характеристике основных особенностей подростковой наркомании.

    1 2 3 4 5 6 7