Введение……………………………………………………………………………3
1. Налог на добавленную стоимость и его значение………………….…………5
Принципы налогообложения в Российской Федерации………………….…5
1.2.Экономическое содержание налога на добавленную стоимость и его место в налоговой системе……………………………………………………..11
1.3.Налогоплательщики, объект налогообложения…………………………15
2.Порядок исчисления НДС в Российской Федерации………………….……22
2.1 Налоговая база, налоговый период и ставка по НДС ………………….22
2.2 Порядок исчисления налога и сроки уплаты………………………………25
2.3Льготы по НДС…………………………………………………………….…27
3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость……………31
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………….35

Приложение 1…………………………………………………………………….36

Введение

Основным источником формирования бюджета государства являются налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Организация работы налоговой системы является одной из главных задач в развитии экономики. Качество ее функционирования во многом предопределяет формирование бюджета страны, развитие предпринимательства в России, уровень социального обеспечения граждан.
Доходы бюджета Российской Федерации почти на половину состоят из налоговых доходов (48%), которые в свою очередь состоят из налогов и сборов. Около четверти этих поступлений обеспечивает налог на добавленную стоимость, этим и объясняется актуальность и серьёзность выбранной мной темы курсовой работы.
НДС – это сравнительно молодой налог для России, так как он появился во время перехода к рыночным отношениям в 1992 году. Его необходимость возникла в результате реорганизации исчисления и взимания действующего до 1992 года налога с оборота, который более чем на 80% поступал в государственный бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях свободного ценообразования применение налога с оборота исключалось. А так как государство должно было иметь стабильный источник доходов бюджета, был введён новый налог – НДС.
НДС – это федеральный косвенный налог, осуществляющийся в форме изъятия в бюджет части прироста стоимости товаров (работ, услуг) и бремя его уплаты в конечном итоге ложится на потребителя.
Предметом исследования являются организационно-экономические аспекты налогообложения добавленной стоимости.
Цель работы: раскрытие сущности и рассмотрение уплаты НДС, выявить плюсы и минусы работы налога, а так же пути совершенствования в России.
Задачи:
-установить роль НДС в налогообложении в РФ.
-изучить сущность налога на добавленную стоимость, характеристики его элементов.
-рассмотреть ставки, порядки и сроки уплаты НДС.
-выявить достоинства и недостатки НДС.
-рассмотреть возможные пути совершенствования и перспективы НДС в России.
Курсовая работа состоит из трёх частей. В первой части описывается значение, история и место НДС в системе налогообложения. Во второй – порядок и особенности исчисления налога. И в третьей части обозначаются пути совершенствования налога на добавленную стоимость.

1 Налог на добавленную стоимость и его значение

1.1 Принципы налогообложения в Российской Федерации.

Налоги — это экономическая основа правительственной машины, и ничего другого.
Маркс К. «Замечания к программе германской рабочей партии»
Налоговая система является неотъемлемой частью современного развития любой страны, так как она обеспечивает стабильные доходы государства. А государство, в свою очередь, за счёт поступлений выполняет свои функции: экономические, социальные, оборонные и другие. Главной частью налоговой системы являются налоги.
Налоги возникли в связи с переходом к товарным отношениям, разделением общества на классы и появлением государства, которому нужны были средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья, и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Основные принципы налогообложения
Суть принципа

Принцип справедливости
Все граждане должны платить налоги, соразмерно возможностям и доходам

Принцип определённости налогообложения
Налоги должны быть определены и понятны налогоплательщикам (это сроки, ставки и способ платежа)

Принцип удобства налогообложения
Налоги должны взиматься в то время и таким способом, которым это удобно для налогоплательщика.

Принцип экономности
Расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог

Таблица 1 – Основные принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом.

Как мы видим из таблицы, сформулированные принципы послужили основой современной системы налогообложения. Но в современных условиях только этих принципов недостаточно и немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень до 9 принципов, подразделив их на 4 группы. Принципы представлены в Таблице 2.
Основные группы

Принцип

Финансовые

Достаточность налогообложения

Эластичность (подвижность) налогообложения

Экономико-хозяйственные

Надлежащий выбор источника налогообложения

Разумность построения системы налогов

Этические

Всеобщность налогообложения

Равномерность налогообложения

Налогового администрирования

Определенность налогообложения

Удобство уплаты налогов

Максимальное уменьшение издержек взимания

Таблица 2 –Основные принципы налогообложения по А. Вагнеру.

Таким образом, был заложен фундамент налогообложения, на основе которого строились налоговые системы государств (в первую очередь европейских). Данные принципы сочетают в себе как интересы государства, так и интересы граждан.
К основным принципам налогообложения в Российской Федерации относятся:
Принцип законности налогообложения;
Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
Принцип справедливости налогообложения;
Принцип публичности налогообложения;
Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
Принцип экономической обоснованности налогообложения;
Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
Принцип определенности налоговой обязанности;
Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
Принцип единства системы налогов и сборов.
Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие:
Во-первых, — требование обладать экономической обоснованностью;
Во-вторых, — возможностью реализации в рамках налоговой системы РФ;
В-третьих,- они не должны противоречить фундаментальным положениям налоговых систем зарубежных государств.
Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.
1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). То есть, никто, и ничто не может ограничить свободы граждан, кроме тех случаев, которые предусмотрены в Конституции. Налог здесь выступает неким ограничителем, но он служит интересам общества. Так же принцип предусматривает, что уплачиваться должны только установленные государством налоги.
2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).
Принцип исходит из равенства всех перед законом, и обязанности платить налоги всем, кроме тех лиц, которые определены законодательно.
3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».
Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «…При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».
Налоговый смысл данного принципа состоит в том, что налоги должны перераспределяться справедливо и равномерно в обществе.
4. Принцип публичности налогообложения. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов государства и общества. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).
5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации). Заключается в том, что введение и регулирование налогов осуществляется в стране только законодательной властью.
6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».
7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.
8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. Определяется пониманием налогоплательщика за что, и кому платится налог.
9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
10. Принцип единства системы налогов и сборов. Принципы налогообложения в России, предполагающие целостность, унифицированность и единообразие налогов и налоговых процедур на всей территории страны составляют единство системы налогов и сборов.
Реализация вышеперечисленных принципов связана с учётом особенностей государственного устройства страны и её бюджетной системы. Все принципы построены на основе федерализма, и осуществляются на всех трёх уровнях бюджета без ограничений и изменений.
1.2 Экономическое содержание налога на добавленную стоимость и его место в налоговой системе.

Налог на добавленную стоимость зародился во Франции в 1954 году, его создателем стал Морис Лоре (директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сначала введение налога стало тестироваться в Кот-д’Ивуаре, а затем эксперимент был признан успешным, и налог вводится уже во Франции. И уже к началу 90х годов НДС получает распространение в странах Европы, СНГ, Ближнем Востоке, Северной Америке и Азии. Сейчас НДС взимают 137 стран. Ставки налога колеблются от 27% (в Венгрии) до 5% (в Малайзии и Сингапуре).
В России НДС появился в 1992году, заменив схожий по методологии налог с продаж. Необходимость введения была в том, что в начале 90х годов был очень высокий уровень инфляции, доходы государства не покрывали всех расходов, и экономика страны попадала в кризисное состояние. При расчете НДС в условиях высокой инфляции доходы растут так же, как и расходы, поэтому бюджет остается сбалансированным.
Неоспоримое преимущество НДС перед прямыми налогами — относительно простое администрирование в условиях коррупционной экономики. Собирать прямые налоги в развитых странах достаточно сложно. Прямые налоги граждане и бизнес должны платить по результатам своей деятельности, и государству необходимо прикладывать усилия, чтобы привлечь их к уплате. Делать это в развивающейся стране без соответствующих институтов очень сложно, поэтому проще брать деньги с транзакций. НДС проще администрируется в экономике, где высокая доля коррупции. Первоначальная ставка налога в России составила 28% — это был достаточно высокий уровень, вызвавший кризис трудоемких производств, где высока доля добавленной стоимости. Поэтому сначала ставка была снижена до 20%, а после 2004 года — до 18%.
Так что же такое НДС? НДС или налог на добавленную стоимость – это косвенный налог, взимаемый на всей территории РФ, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Добавленная стоимость – это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций.
В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага. Однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.
На практике почти невозможно выделить добавленную стоимость в общей стоимости продукции (работ, услуг), поэтому для упрощения расчетов за объект обложения налогом на добавленную стоимость принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат (без учета уплаченного за них НДС). Выделение же налога на добавленную стоимость и исключение двойного налогообложения достигаются тем, что плательщик перечисляет в бюджет разность между суммами налога, полученными потребителями и уплаченными поставщикам.
Таким образом, цена, по которой реализуются товары (работы, услуги) включает в себя НДС. И сколько раз товар будет обращаться на рынке, столько раз и будет взиматься данный налог, т.е. с каждым разом налоговая нагрузка на покупателя (потребителя) растёт. При этом налог, полученный, с потребителя является доходом бюджета государства, а не продавца.
НДС занимает одно из ведущих мест в налоговой системе, так как поступления от этого налога составляют около трети всех налоговых поступлений. Динамику поступлений можно рассмотреть в виде диаграммы
Рисунок 1 – Динамика поступлений в консолидированный бюджет от НДС.

Мы можем наблюдать, что динамика поступлений весьма разнообразна, и с каждым годом становится более резкой, в плане приростов и падений поступлений(цифровые данные находятся в Приложении 1). В 2010 году наблюдается плавная динамика, с темпами роста поступлений в феврале — 106,93 млрд.руб., с понижением в мае до 56,65млрд. руб., и повышением в декабре — 132,73 млрд.руб. В 2013 году скачки поступлений увеличиваются в разы, так в январе — 172,29 млрд.руб., в мае — 94,10 млрд.руб., в августе — 56,06 млрд.руб. и в декабре — 217,45 млрд.руб.
Такие резкие скачки в 2013 году были связаны с вычетами и с постановкой на учет, на баланс компаний объектов недвижимости (включая вводом в эксплуатацию объектов АТЭС, объектов в Сочи).
Рассмотрим основные преимущества и недостатки налога на добавленную стоимость.

Рисунок 2 –Основные достоинства и недостатки НДС

Таким образом, можно сделать вывод, что НДС является важным налогом, быстро развивающимся и обеспечивающим стабильные доходы бюджета. В нём есть много достоинств, но так же много и недостатков. Среди преимуществ – значительные доходы; для предприятий, ориентирующих свою продукцию на экспорт, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, услуг по международной перевозке и некоторых других операций – налог составляет 0%; благодаря НДС сглаживается конфликт между продавцом и покупателем, так как имеется механизм внутренне проверки плательщиков; величина и уровень НДС дифференцированы, что позволяет выделить перспективные виды деятельности.
Среди недостатков можно выделить не справедливое перераспределение доходов, так как налог не учитывает финансовое состояние налогоплательщика. НДС уменьшает спрос, потому что сдерживает производство. Происходят большие затраты, связанные с администрированием налога, а так же возникает много сложностей с расчётом. Так же существенным недостатком является то, что с момента введения налога, происходит много махинаций с использованием незаконного изъятия денег из казны, проводя фиктивные экспортные операции.

1.3.Налогоплательщики, объект налогообложения
Согласно НК РФ, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
Организации;
Индивидуальные предприниматели;
Лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Таким образом, в данный перечень попадают почти все хозяйствующие субъекты, занятые предпринимательской деятельностью (занимающиеся созданием и реализацией различных активов, как в материальной, так и не в материальной форме).
Так же, согласно НК РФ, не признаются налогоплательщиками:
организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета (действительно до 1 января 2017 года).
Организации, являющиеся официальными вещательными компаниями (действительно до 1 января 2017 года).
Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерние организации FIFA, а так же конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA являющиеся иностранными организациями, в части осуществления ими операций, связанных с осуществлением мероприятий.
Можно отметить, что освобождаются от уплаты налогов организации, связанные с проведением мировых соревнований в России, для того, что бы привлечь больше организаций в вышеперечисленные мероприятия.

Существует так же перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налогов. Рассмотрим его в таблице 3.
Кто освобождается

В каком случае освобождаются

Не освобождаются

1

2

3

Организации и индивидуальные предприниматели (если не реализуют подакцизные товары)

Если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 миллиона рублей (
ст. 145 НК РФ)

Когда возникают обязанности, возникающие в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению

Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов

Организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». Имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта

Не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих налогообложению.
Таблица 3 – Налогоплательщики, освобожденные от уплаты налогов.

Из приведённой выше таблицы, мы видим, что государство поддерживает организации, у которых не большая сумма выручки, а так же организации, занимающиеся разработками и исследованиями в инновационном центре «Сколково».
Объектом налогообложения, согласно Налогового кодекса признаётся:
реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Важно заметить, что для целей налогообложения не проводится различие между хозяйственным и подрядным способами ведения строительно-монтажных работ: строительно-монтажные работы, выполняемые хозяйственным способом, приравниваются к работам, выполненным на сторону, и облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Для целей налогообложения товаром считаются предметы, изделия, продукция, в том числе производственно — технического назначения, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, а также электро- и теплоэнергия, газ.
При реализации работ НДС облагаются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно — исследовательских, опытно — конструкторских, технологических, проектно — изыскательских, реставрационных и прочих работ.
К облагаемым НДС услугам относятся:
1. услуги пассажирского, грузового транспорта, услуги по транспортировке газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, услуги по перевозке, разгрузке, перегрузке товаров и их хранению;
2. услуги по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу;
3. посреднические услуги;
4. услуги предприятий связи, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства;
5. услуги организаций и учреждений физической культуры и спорта;
6. услуги по выполнению заказов предприятиями торговли;
7. услуги по размещению рекламы;
8. услуги инновационные, по обработке данных и информационному обслуживанию;
9. другие платные услуги (кроме сдачи земли в аренду).
Важно, что для правильного исчисления налога имеет четкое определение место реализации товаров (работ, услуг). Для выяснения необходимости уплаты НДС требуется установить, является ли местом реализации товаров (работ, услуг) территория Российской Федерации. Если местом реализации товаров признается иностранное государство, то в России объекта обложения НДС нет.
Согласно действующему законодательству, местом реализации работ(услуг) признаётся территория России если :
работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации.
работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации.
услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Принципы определения понятия «место реализации работ (услуг)» для целей налогообложения представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 — Принципы определения понятия «место реализации работ, услуг» при исчислении НДС.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что налогоплательщиками НДС являются практически все организации, осуществляющие свою деятельность на территории России. А объектом налогообложения является деятельность этих организаций. Освобождаются от уплаты те, кто заинтересован в проведении мировых соревнований в нашей стране, организации, имеющие сравнительно не большие доходы и организации, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере инноваций.

2 Порядок исчисления ндс в российской федерации
2.1 Налоговая база, налоговый период и ставки по НДС.
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок её определения устанавливаются Налоговым Кодексом.
Налоговая база является той основой, на основании которой определяется сумма, вносимая в бюджет как налог на добавленную стоимость. Для НДС налоговой базой является облагаемый оборот. Следовательно, налоговой базой для НДС при реализации является стоимость товара, услуги или работы без той суммы, которая является налогом. Для подакцизных товаров из этой суммы следует учесть также акциз. При реализации товаров на безвозмездной основе, при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется аналогично. Налоговая база при реализации товаров из давальческого сырья определяется как стоимость их обработки, переработки с учетом акцизов.
Если организация осуществляет предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров, то налоговая база определяется как сумма дохода, полученная в виде вознаграждений.
При строительстве для собственных нужд, НДС следует начислять в последний день налогового периода. «Входной» НДС по материалам, работам и услугам, использованным при строительстве, можно принять к вычету сразу же, как только эти материалы (работы, услуги) будут приняты на учет.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акцизов.
При экспорте товаров с таможенной территории РФ налог не уплачивается.
Не должна включаться в налоговую базу по НДС предоплата (частичная или полная), полученная продавцом по товарам и услугам:
1) не подлежащим налогообложению;
2) облагаемым по ставке 0 %.
Налоговый период для всех организаций (налогоплательщиков и налоговых агентов) устанавливается как квартал.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Итак, рассмотрим основные налоговые ставки по НДС, действующие на территории РФ в таблице 4.
НДС 18%
п. 3 ст. 164 НК РФ

Налоговая ставка НДС 18% — применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10% или в перечень со ставкой 0%.

НДС 10%
п. 2 ст. 164 НК РФ

Налоговая ставка НДС 10% — установлена при реализации: продовольственных товаров (по списку); товаров для детей (по списку); периодических печатных изданий; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; медицинских товаров.

НДС 0%
п. 1 ст. 164 НК РФ

Налоговая ставка НДС 0% — установлена при экспорте и реализации товаров (работ, услуг: по международной перевозке товаров, в области космической деятельности, драгоценных металлов, построенных судов, а также ряда транспортных услуг (по списку).

НДС от 2% до 4%
(временные, только на территории полуострова Крым)

Государственный совет Крыма установил с 1 мая новые ставки налога на добавленную стоимость, которые составят от 2% до 4%, соответствующее решение было принято в среду на внеочередном пленарном заседании парламента республики.
В частности, установлена ставка 4,2% в качестве основной ставки по НДС и 2% — для социально значимых товаров. В их числе — продукты питания, детские вещи, печатные издания, а также медицинские препараты отечественного и зарубежного производства.

Таблица 4 – Налоговые ставки на территории РФ.
Исходя из данных таблицы, можно отметить, что основная часть товаров облагается ставкой 18%. Ставкой 10%, облагаются продукты питания (рыба, мясо, молоко, сахар, соль, овощи, яйцо, зерно и некоторые другие); жизненно важные медикаменты; товары для детей (одежда, обувь, кроватки, коляски, школьные принадлежности, подгузники и т.д.). А так же периодические печатные издания (исключения составляют печатные издания рекламного или эротического характера). И до 31 декабря 2017 года по ставке 10% облагается реализация племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенного яйца; спермы, полученной от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей.
На полуострове Крым действует особая экономическая зона, поэтому, было решено Государственным Советом Республики Крым на переходный период снизить ставку НДС с 18% до 4,2%. Данное решение было принято, чтобы помочь крымским производителям сохранить конкурентоспособность и в перспективе наполнить казну республики.
И, наконец, по ставке 0% производится реализация услуг по международной перевозке товаров (с 1 января 2014года к международным перевозкам приравниваются работы (услуги) по перевозке и транспортировке углеводородного сырья, если пункт отправления находится на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ или в российской части дна Каспийского моря, а пункт назначения расположен за пределами России или территорий под ее юрисдикцией). А так же, по ставке 0% облагается реализация углеводородного сырья, добытого на морском месторождении, а также продуктов его технологического передела.
Таким образом, можно отметить многообразие ставок налога на добавленную стоимость. Перечень товаров по ставкам 10% и 18% настолько широк, что, не зная точного списка, можно легко запутаться при исчислении налога. В связи с чем, иногда у продавцов товаров возникают вопросы, связанные с выбором ставки.

2.2 Порядок исчисления налога и сроки уплаты

Сумма налога, которую следует уплатить в бюджет, представляет собой разницу между общей суммой НДС, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов.
Для этого необходимо следующее.
1) Исчислить общую сумму налога по всем произведенным операциям, момент определения налоговой базы по которым приходится на соответствующий налоговый период.
2) Определить общую сумму налоговых вычетов, которые вы вправе применить по итогам данного налогового периода.
3) Найти разность между исчисленной суммой налога (п. 1) и суммой налоговых вычетов (п. 2). Это и будет сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
В связи с особенностями механизма исчисления НДС, определяемого зачетным методом, в порядке исчисления данного налога необходимо выделить следующие этапы:
– возникновение объекта налогообложения;
– ведение учета объекта налогообложения;
– формирование налоговой базы;
– расчет налога (заполнение налоговой декларации);
– определение налогового обязательства налогоплательщика за отдельный налоговый период.
Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 ст. 166.
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 ст. 146, момент определения налоговой базы которых, установленный ст. 167, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
Общая сумма налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 160.
Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 ст. 164 по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 ст. 166.
В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 ст. 146, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
При ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.
Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 ст. 173, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пример взимания НДС по ставке 18%.
Этап движения товара

Стоимость покупки (без НДС)

НДС при покупке

Стоимость продажи (без НДС)

НДС при продаже

Цена продажи

НДС в бюджет

Предприятие-первичный производитель сырья

10000

1800

11800

1800

Обрабатывающее предприятие

10000

1800

20000

3600

23600

1800

Оптовый продавец

20000

3600

25000

4500

29500

900

Розничный продавец

25000

4500

30000

5400

35400

900

Конечный потребитель

30000

5400

Таблица 5 – Пример взимания НДС по ставке 18 %.
Благодаря таблице, можно наглядно рассмотреть, как НДС поэтапно входит в цену продажи товара. Так, первичное предприятие продало продукт за 11800, и в ходе обработки, к конечному потребителю товар «приходит» уже за 35400. Так же, можно заметить, что на каждом этапе производства платится НДС в бюджет.
2.3Льготы по НДС

Налоговый кодекс в ст.149 предусматривает ряд льгот по НДС. Условно их можно разделить на три группы:
— льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг);
— льготы, предоставляемые определенным категориям фирм и предпринимателей;
— льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций. Представим их в виде таблицы.

льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг)

льготы, предоставляемые определенным категориям фирм и предпринимателей

льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций

реализация почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов

услуги в сфере образования

передачу товаров, работ, услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности

реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства

реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли

выдачу займов в денежной форме и оказание финансовых услуг по предоставлению таких займов

услуги по гарантийному ремонту товаров в период гарантийного срока эксплуатации

услуги учреждений культуры и искусства в сфере культуры и искусства, реализацию входных билетов организациями физкультуры и спорта

предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации

медицинские услуги

работы организаций кинематографии по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма

работы, выполняемые в процессе реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих

производство продуктов питания для учебных, медицинских и детских дошкольных учреждений

реализацию товаров (работ, услуг) общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов

реализацию долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок

реализация монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных)

архивные услуги

уступку (приобретение) прав (требований) кредитора по договорам займа и кредитным договорам

реализация медицинских товаров по перечню, утвержденному Правительством России

ритуальные услуги

предоставление в пользование жилых помещений

услуги по перевозке пассажиров городского и пригородного сообщения

услуги по страхованию

проведение лотерей по решению властей, включая услуги по реализации лотерейных билетов

проведение работ по тушению лесных пожаров

услуги по негосударственному пенсионному обеспечению

выполнение НИОКР за счет бюджетных средств и в целях создания новой продукции и технологий;

услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве России

банковские операции и обслуживание банковских карт

проведение работ в портовой особой экономической зоне резидентами этой зоны

И другие.

И другие.
Таблица 6 – Льготы по НДС.
Анализируя таблицу, можно убедиться в том, что льгот по НДС существует огромное количество. В основном они предоставляются бюджетным учреждениям и организациям, которые обеспечивают успешное функционирование инфраструктуры государства.
Воспользоваться льготой может любая фирма или предприниматель, если выполнены определенные условия. Их можно разделить на:
— общие, которые распространяются на все без исключения фирмы;
— дополнительные, предъявляемые в зависимости от конкретной льготы.
3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость

В 2014 году налогу на добавленную стоимость исполняется 60 лет. С 1967 года НДС был утвержден в качестве основного для стран-членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕС. НДС применяется в 137 странах мира, то есть очень популярен среди неблагополучных и развивающихся стран, хотя есть и развитые страны, использующие НДС, например Япония и Канада.

Не обошел НДС и Россию, практике его использования в нашей стране уже 22 года и всё это время он является основным источником доходов бюджета.
Однако этот налог по-прежнему является одним из самых сложных, запутанных и конфликтных налогов в налоговой системе России. Об этом свидетельствует и судебно-арбитражная практика по налоговым спорам, где рассмотрение конфликтов, связанных с исчислением и уплатой НДС составляют большинство.
Среди причин, которые побудили чиновников различных ведомств задуматься о реформировании НДС, на одном из первых мест находится фактическое положение дел со сбором этого налога. Статистические данные свидетельствуют, что здесь не все благополучно.
Во-первых, общий сбор НДС очень важен для формирования доходной части государственного бюджета. Как известно, НДС относится к небольшому числу тех налогов, поступления которых в бюджет являются наиболее значительными. В 2012 году в бюджет было собрано 1886, 45 млрд.руб. НДС, в 2013 – 1868,5 млрд. руб, что составило пятую часть, собранных налоговых доходов.
Во-вторых, НДС является единственным налогом, большие суммы которого не только поступают, но и возвращаются из бюджета налогоплательщикам. Причем за последние годы проявилась тенденция к сокращению разницы между поступившими и возвращенными суммами.
Налоговая практика в последние годы шла по пути изменения правил начисления и уплаты НДС. Ведь в Минфине России считают, что проблемы НДС можно было бы отчасти решить путем улучшения администрирования этого налога.
С 2007 года введен упрощенный порядок возмещения НДС экспортерам, с 2008 года согласно уже сделанным в НК РФ изменениям налогоплательщики перешли на поквартальную уплату НДС. Это привело к выпадающим доходам бюджета в размере 150-170 млрд. руб.
У НДС много недостатков, которые государство, преобразуя налоговую систему должно устранить. Например, налог должен перестать сдерживать производство и стимулировать инфляцию. Этого можно добиться уменьшением ставки НДС, к примеру, до 5%, и отменить возврат и льготы экспортёрам. Так же необходимо упростить систему налогового администрирования НДС.
Таким образом, обоюдная заинтересованность государства в лице налоговых органов, с одной стороны, и налогоплательщиков, с другой, в сбалансированном и объективном понимании отношений и обязательств, регулируемых налогом на добавленную стоимость, объясняется высокой финансово-бюджетной значимостью этого налога. Финансовое здоровье налоговой системы во многом зависит не от высоких ставок налогов, а от стабильной работы предприятий, организаций и учреждений, что положительно скажется на поступлении налоговых платежей в бюджет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была посвящена налогу на добавленную стоимость, одному из самых сложных в исчислении, развивающихся и сравнительно молодому налогу. НДС существует в России уже 22 года, и за это время происходило много поправок в налоговой системе. Налог выполняет несколько функций, среди них можно выделить: регулирующую – налог воздействует на ценообразование и фискальную – мобилизует существенную часть поступлений от данного налога в бюджет страны, осуществляет поддержку стабильности бюджета.
С каждым годом поступления от НДС растут, и пятая часть доходов федерального бюджета это поступления от данного налога. Только за первые 2 месяца 2014 года поступления от НДС составляют 317,34 млрд.руб.
НДС – это косвенный налог, он включается в цену товара, а значит, это не особо «бьёт» по кошельку покупателя, и в этом заключается одно из преимуществ налога на добавленную стоимость.
Так же, достоинством является широкая налоговая база, что помогает государству увеличивать доходы. Декларации по НДС сдаются в электронном виде, что как правило, уменьшает время проверки – это, по моему мнению тоже является одним из преимуществ. Ещё одним преимуществом, которое хотелось отметить, это большое количество различных льгот, которые предоставляются налогоплательщикам.
Недостатки, которые должно устранить государство в отношении НДС это:
-устранить непропорциональность налога, так как он тяжёл для бедных.
— при использовании метода начисления проблема может быть в том, при приобретении материальных ресурсов на сумму, которая превышает сумму реализации, НДС будет иметь различные значения. Поэтому НДС — это не только налог, который зачисляется в бюджет, но и налог который возвращается из бюджета, а это значительно усложняет его администрирование. Поэтому необходимо разрабатывать специальные правила отнесения затрат и возвращения НДС.
-изменить порядок начисления, и упростить систему выбора ставок налога.
НДС используется в 137 странах мира, широкое распространение получил в странах Европы, так как являлся одним из условий вступления в Европейский Союз. Налогом пользуются не только развивающиеся страны (хотя считается, что НДС налог для бедных стран), но и развитые. Ставка налога в России (18%) является средней, по сравнению с мировыми, колеблющимися от 5% до 27%.
Налог, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Опираясь на опыт, можно сказать, что это вряд ли было возможно, так как послужить их решению может только масштабный комплекс мер. Но в целом налог имеет позитивное значение и тенденции его развития в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним и дальше сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.